?

Log in

No account? Create an account

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.1 (ВОПЛОЩЕННОЕ) - © АЭРОКРАТ КОНЦЕПТ / © AEROCRAT CONCEPT

Feb. 4th, 2011

01:41 am - СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.1 (ВОПЛОЩЕННОЕ)

Previous Entry Share Next Entry



Несмотря на то, что в РФ — в отличие от развитых мировых экономик — почти не выделяется финансирование под смелые и актуальные проекты, главные достижения отечественных разработчиков воздухоплавательной техники в конце ХХ — начале XXI веке хоть и отставали от иностранцев, но не фатально. Учитывая тот факт, что длительный исторический бойкот дирижаблестроения затронул все страны, возвращение к созданию управляемых аэростатических систем началось, примерно, с одинакового старта. И это возвращение дирижабля началось не с цеппелинов, которые когда-то транспортировали десятки тонн полезной нагрузки, а с блимпов — воздушных судов мягкой схемы, способных даже сегодня брать на борт тонну-полторы максимум.
В сегодняшнем небе властвуют преимущественно блимпы и тепловые дирижабли, работая на поприще рекламы и туризма. А лучший в мире дирижабль — германский полужесткий 14-местный аппарат Zeppelin NT — был создан почти 15 лет назад, и что? — так и катает туристов, а о прорывных технологиях в области воздухоплавания пока не слышно, проекты транспортных судов на основе германского судна даже не обсуждаются..
В ряде стран идут работы (в том числе и с участием государства) по созданию новейших дирижабельных систем двух типов. Это — беспилотные стратосферные платформы с продолжительным периодом перманентного дежурства на высоте 19-21 км и грузопассажирские воздушно-транспортные системы. По обоим этим проектным направлениям работы в РФ ведутся тоже.

ПОЗНАВШИЕ НЕБО ДИРИЖАБЛИ РФ
В РФ на еще несформированном пока рынке воздухоплавательной техники дирижабельный сегмент активно разрабатывают всего несколько отечественных команд.
Это — госпредприятие «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» (ФГУП ДКБА), являющееся профильным преемником советского комбината «Дирижаблестрой», фирма «Авгуръ — РосАэроСистемы» («Воздухоплавательный центр «Авгуръ»), компания «Локомоскай» (из холдинга «Метапроцесс»), базирующаяся в МАИ фирма «Аэростатика», коллектив энтузиастов при Сибирском автодорожном институте (СибАДИ)... Вот и все «заявители» на изготовление дирижаблей.
Опираясь на сведения «Русского воздухоплавательного общества» (РВО), легко составить представление о достижениях российских дирижаблистов с 1991 г. Причем, речь идет о «живых» воздухоплавательных системах, побывавших в небе или хотя бы под небом…
Итак, с 1991 г. в РФ было построено всего 12 дирижаблей.



легендарный дирижабельный проект КБ «Термоплан» воплощался на ульяновском авиазаводе группой настоящих энтузиастов... да и Ельцин про этот проект был подробно информирован...


Термоплан. Первым управляемым аэростатом, созданным на закате перестройки, стал линзообразный комбинированный газо-тепловой дирижабль АЛА-40 «Россия», созданный КБ «Термоплан» на производственной площадке Ульяновского авиастроительного завода. Эта «летающая тарелка» имела объёмом оболочки 10 660 куб. м, диаметр диска — 40 м. Внутри жесткого корпуса были размещены два отсека для гелия и отработанных горячих выхлопных газов — от всех пяти задействованных в конструкции двигателей (М-14П /360 л. с. + 2×ГТД-350 /400 л. с. + 2×ЭДУВТ/ 50 л. с.). Созданный коллективом энтузиастов аппарат — это всего лишь прототип грядущего дирижабля, сравнимого по размерам с футбольным полем и способным брать на борт более, чем 500 тонн полезной нагрузки.
Планировалось, что после успешных испытаний АЛА-040 будет создан предсерийный образец термоплана АЛА-600, рассчитанный транспортировать груз массой 600 т (или 1500 пассажиров) на расстояние 5000 км с крейсерской скоростью 140 км/ч. Намечалось проведение первых испытаний такого «тарелочного» дирижабля уже к 1995 г. В случае успешной обкатки конструкторы предполагали разработать целую линейку термопланов с различной грузоподъемностью — 100, 300, 600 и 1500 т (или 500, 800,1200 и 2000 пассажиров соответственно) и скоростью полета до 200 км/ч. Снижать стоимость аппаратов в КБ «Термоплан» предлагали за счет использования фюзеляжей подержанных транспортных самолетов.



в 1993 г. прототипный термоплан в первый и последний раз вывели для полевых испытаний, к которым он так и не приступил, показав свою недееспособность...

В 1993 г. экспериментальную модель термоплана АЛА-040 с расчетной грузоподъемностью 3 т. вывели на аэродром авиапредприятия. Однако в воздух аппарат так и не поднялся. Тогда же от ветра и несоответствующих действий техников конструкция деформировалась, и произошел разрыв оболочки...
Вскоре проект был закрыт, а останки аппарата долгие годы грудились на ульяновском авиазаводе…



2 блимпа «Аэростатика», спроектированные конструктором из МАИ Александром Кирилиным, в итоге, — после интенсивных облетов — оказались на складе воздухоплавательного подразделения ВВС в г. Вольске (Саратовской обл.) в нерабочем состоянии... но в развитии отечественного дирижаблестроения эти дирижабли, безусловно, сыграли значимую роль...

Мягкие дирижабли «Аэростатика-01» и «Аэростатика-02». По большому счету эра «нового» дирижаблестроения в России открылась благодаря скромным аппаратам конструктора и испытателя А. Кирилина, который в 1994 г. в рамках НИР по заказу Минобороны на базе НПФ «Аэростатика» в МАИ и КБ дирижаблестроения (при ДКБА) создал первый летающий 1-местный блимп «Аэростатика — 01». Этот аппарат строился по проверенной «гостовской» технологии «Дирижаблестроя»: прорезиненная ткань сшивалась и швы проклеивались. Оболочка, снабженная баллонетом, имела объем 370 куб. м и длину 22 метра.
Воздушное судно приводилось в движение одним 27-сильным двигателем РМЗ-640.
Следующий аппарат — «Аэростатика-02» — строился с учетом опыта, полученного при создании и испытаниях «единички». Объем оболочки «двойки» — 650 куб. м, длина 27,6 м, максимальная скорость 97 км/ч.
У обоих аппаратов было развитое 8-плановое оперение из металлических пластин. В качестве гондолы использовалась кабина 1-местного самолета «Авиатика», которая, благодаря ряду инженерных решений, стала 2-местной.
Сзади кресла пилота располагался 65-сильный двигатель «Rotax-582» (Австрия).
Первый полет этого дирижабля состоялся в 1995 г. — на аэродроме ЛИИ в г. Жуковский… Появление дирижабля «Аэростатика-02» на авиасалоне МАКС-95 стало заметным событием в мире авиации. Этот блимп впоследствии нередко появлялся над Москвой, и даже совершил несколько дальних перелетов.
Стартовав 12 сентября 2000 г. с воздухоплавательной базы ВВС в г. Вольске, воздушным судном «Аэростатика-02» был установлен рекорд продолжительности полета – 18 ч; аппарат летел по маршруту Вольск—Саратов—Волгоград—Ахтубинск, протяженность которого составила 650 км. Для малообъемной экспериментальной воздухоплавательной системы — это был просто превосходный результат
Дирижабль «Аэростатика-02» экспонировался и на следующем авиакосмическом салоне — МАКС-97, а также участвовал в авиационном параде в Тушино (Москва, 1999 г.); его снимали в 2-х фильмах киностудии «Мосфильм»…
В настоящее время принадлежащие МО РФ дирижабли «Аэростатика-01» и «Аэростатика-02» находятся в нерабочем состоянии и складированы на территории 13-го ВИЦ ВВС (г. Вольск Саратовской обл.).

Блимпы компании «Авгуръ — РосАэроСистемы». За более чем 20-летнюю практику на ниве воздухоплавания частная российская компания «Авгуръ — РосАэроСистемы» (экс – «Воздухоплавательный центр «Авгуръ») создала 8 современных газовых дирижаблей мягкой схемы (с баллонетной системой). А именно — 1-местное воздушное судно AU-11 «Аист» (2001 г.), четыре 2-местных аппарата серии AU-12 ("Voliris – 900"/2002 г., "Сыч"/2004 г., "Стерх"/2005 г., "Thai«/2006 г.) и 3 крупных блимпа серии AU-30.



первый полноценный пилотируемый российский дирижабль нового века от фирмы «Воздухоплавательный центр «Авгуръ» — AU-11 «Аист», его демонстрация на нескольких авиасалонах МАКС приводила публику в восхищение ...

Компания начинала с разработки малых радиоуправляемых моделей дирижаблей, и, отталкиваясь от полученного опыта, уже в 2001 г. создала свой первый полноценный 1-местный дирижабль — AU-11 «Аист». А еще через год был создан более продвинутый аппарат — многоцелевой 2-местный дирижабль AU-12.
В 2006 уже начались испытания крупного 10-местного блимпа AU-30 с объемом оболочки 5 200 м куб.
Если объективно оценивать историческое значение аппаратов от «Воздухоплавательного центра Авгуръ» (которые заслуженно критиковались за качество исполнения и конструктивные подходы), то нужно признать, что Россия, благодаря энтузиастам-разработчикам частной фирмы была признана страной с развиваемым на научной и индустриальной базе дирижаблестроением. А это — вклад национального масштаба. Более того, появлявшиеся раз от раза в небе «AU-шки» заставили общественность обсуждать дирижабельную проблематику...

AU-11.. Объем оболочки этого 1-местного газового управляемого аэростата— 669 куб. м, длина — 27,5 м, масса полезной нагрузки — 160 кг, максимальная скорость — 80 км/ч, дальность полета с крейсерской скоростью — 300 км, практический потолок — 1500 м. Оболочка аппарата — в отличие от блимпов «Аэростатика» — сделана на основе 8-слойного синтетического материала, который сваривался токами высокой частоты (ТВЧ). «Воздухоплавательный центр «Авгуръ», таким образом, прописал в РФ новую технологию изготовления оболочек аэростатических систем.
На блимпе AU-11 10 февраля 2005 г. был установлен мировой рекорд скорости — 50,03 км/ч, который попал в регистрационные файлы FAI.
Участие в нескольких авиакосмических салонах (МАКС) этого скромного блимпа привлекло внимание властей к дирижаблестроительным технологиям... В настоящее время дирижабль «Аист» эксплуатируется в экспериментальных целях украинским НИИ Аэроупругих систем.



ничего не попишешь, 2-местный блимп AU-12 занял свое место в истории современного российского дирижаблестроения

AU-12. «Воздухоплавательный центр «Авгуръ», взявший курс на создание аппаратов большего объема и грузоподъемности, вскоре — в 2002 г. — представил 2-местный блимп.
Длина аппарата — 31 м, скорость — до 90 км/ч, максимальная продолжительность полета до 6 ч, дальность полета — около 350 км. На борт такой дирижабль способен брать полезную нагрузку массой 300 кг.
Движитель воздушного судна основан на 100-сильном моторе Rotax-912 ULS.



оболочка AU-12 для проекта «Voliris-900» была продана Франции... сборка дирижабля осуществлялась в историческом эллинге Y Шале Медон — в окрестностях Парижа...

Первая оболочка для дирижабля создавалась ЗАО «Воздухоплавательный центр «Авгуръ» в рамках совместного российско-французского проекта «Voliris-900» (специально по заказу Национального Аэроклуба Франции). Объем оболочки этого 31-метрового аппарата составлял 996 куб. м. Рабочая высота полета от 10 до 1000 м.
В соответствии с проектом, к оболочке российского производства французские мастера подвесили гондолу из переделанной кабины вертолета... и получился дирижабль «Voliris-900», который предполагалось использовать для спортивно-тренировочных мероприятий.
Второй и третий аппараты серии AU-12 фирма «Воздухоплавательный центр «Авгуръ» построила в 2004-2005 гг. по заказу столичной ГАИ — в рамках реализации проекта по профилактике дорожных заторов с помощью воздухоплавательных систем. Речь шла об интеграции аэростатических систем в действующую систему «гаишного» мониторинга «Старт». Милицейским блимпам были присвоены имена собственные: «Сыч» и «Стерх». Оболочки этих двух аппаратов — по сравнению с проданным во Францию родственником — имели большую размерность: длина 34 м, объем 1250 куб. м. А, потому, к индексу судна добавилась буква "М" — AU-12M.
...Отданные в ГАИ аппараты так и не были задействованы как элемент дорожно-мониторинговой системы «Старт». Одинокий гаишный блимп AU-12М, несколько раз был замечен над МКАД и в небе Подмосковья, однако свою прямую миссию поборника заторов на трассах этот дирижабль так никогда и не исполнил.
А еще этот дирижабль порадовал меломанов, появившись над стадионом «Лужники», где проходил концерт поп-дивы Мадонны, и тем самым придал шоу колорит.
…Четвертый блимп серии AU-12 также был выполнен в большей размерности. Аппарат AU-12M «Thai» был создан по заказу таиландской проправительственной фирмы. Доставленный в Таиланд российский блимп, эксплуатировался мало. Это объяснялось производственно-техническими недочетами российских производителей при строительстве судна, которые, например, недооценили влажный климат страны...
Аппарат сегодня находится в нерабочем состоянии, возможно, даже утилизирован...
...28 ноября 2006 г. произошел исторический прецедент — впервые в истории российский дирижабль был официально сертифицирован. Блимпу AU-12 Межгосударственным Авиационным Комитетом (МАК) был выдан Сертификат Типа. И это позволяло российским дирижаблистам актуализировать свой аппарат в действующей воздушно-транспортной системе.



на 10-местном блимпе AU-30 устанавливались рекорды... РАО ЕЭС какое-то время эксплуатировал эти аппараты для своих целей... ни одного такого дирижабля в небе сегодня не летает... два нерабочих аппарата ждут своей участи в ангаре киржачского дирижабледрома...

AU-30. 10-местный (2 чел. экипаж + 8 пассажиров) многоцелевой мягкий дирижабль AU-30, созданный «Воздухоплавательным центром «Авгуръ», — реально серьезное достижение не только отечественного а, наверное, и мирового блимпостроения. На сегодня это — один из крупнейших в мире блимпов, вставший в один ряд с лучшими зарубежными аппаратами данного класса.
Разработка и производство этого дирижабля заняли у компании 3,5 года. В создании аппарата приняли участие такие известные российские предприятия аэрокосмической отрасли как МАИ, НПО им. Лавочкина, ЭМЗ им. Мясищева, КБПА г. Саратов и многие др., обращались разработчики и к опыту разработки воздухоплавательных систем в ДКБА… Поставщиками самых современных материалов и агрегатов для создания этого воздушного судна были производители из США, Франции, Чехии, Швеции и Германии.
Объём оболочки аппарата — 5 200 куб. м, длина 54 м, масса полезной нагрузки 1500 кг, максимальная скорость 90-110 км/ч, мощность двух маршевых двигателей (Лом-Прага M332C) — по 170 л. с, максимальная продолжительность полёта 24 ч, дальность полёта с крейсерской скоростью 70 км/ч 1600 км.
Первые два аппарата в качестве воздушных лабораторий создавались по заказу РАО ЕЭС для того, чтобы энергетики могли эффективно контролировать целостность ЛЭП и обеспечивать бесперебойную работу электросетей.
Во Владимирской обл. (г. Киржач) специально для эксплуатации двух блимпов AU-30 была построена специализированная воздухоплавательная база «Киржач-Д» (сегодня этот объект находится в собственности компании «Локомоскай»).



дирижабледром в г. Киржач принадлежит компании «Локомоскай», он соответствует всем эксплуатационным нормам и, возможно, в обозримом будущем станет пристанищем для новых дирижаблей российского производства

Инфраструктура дирижабледрома состоит из ангара для двух дирижаблей AU-30 (высота здания 25 м, длина — 70 м), а также взлетной площадки, охранного и командно-диспетчерского пунктов, метеорологического комплекса и т. д. На базе также имеются мобильные и стационарные причальные мачты.
Сегодня у 2 блимпов, стоящих в эллинге, выработан ресурс, и они без капремонта пока не летают...



блимпу AU-30 была заказана арктическая миссия, но был знак свыше о невозможности исполнить ее... все к лучшему...

Дирижабль AU-30 № 3 был поставлен французскому путешественнику и полярнику Жан Луи Этьену, который готовился в 2008 г к научной экспедиции в Арктику. К сожалению, команда Этьена из-за несоблюдения правил эксплуатации разрушила аппарат. Нестандартные крепежи, на которых удерживался припаркованный на ночь блимп, не выдержали порыва ветра, и аппарат с разгона «бросило» на жилой дом неподалеку. Дело было на юге Франции.
Останки дирижабля впоследствии были доставлены в ангар МАИ, где предполагается провести его восстановление и модернизацию для использования в качестве прототипа транспортного дирижабля «Атлант».

…14 сентября 2008 г. на дирижабле AU-30 был установлен мировой рекорд дальности полета. Экипаж под руководством Л. Тюхтяева (в составе Л. Путинцева, И. Чайки, Ю. Иванченко) в беспосадочном режиме проследовали по 626-километровой воздушной трассе Санкт-Петербург — Владимир. Этот рекорд был зафиксирован FAI.

Российские тепловые дирижабли. Тепловые дирижабли — самый «молодой» класс летательных аппаратов. Первое воздухоплавательное судно такого типа отправилось в полет только в 1975 году. Небо РФ сегодня «обживает» 5-6 тепловых дирижаблей, своеобразных моторизованных монгольфьеров. Часть из них иностранного производства, однако, имеются аппараты, сделанные и в России.
…О тепловом дирижабле AV-1 «Филин» производства фирмы «Кубичек баллунз» (Чехия) в виде исключения стоит кое-что сказать.
Это воздухоплавательное судно построено в Брно по заказу «Воздухоплавательного центра «Авгуръ» — в год празднования 850-летия российской столицы.



тепловой дирижабль «Филин» уже давно считается родом из РФ, хотя был создан в Чехии... и основания для этого имеются: именно на этом аппарате российскими воздухоплавателями было установлено 4 мировых рекорда...


В качестве рекламного носителя аппарат продолжительное время использовался для рекламы торговой марки «Кока-кола».
Затем дирижабль «переключился» на спортивно-рекордную стезю.
Всего на дирижабле «Филин» было установлено четыре мировых рекорда.
— 20 февраля 2004 г. пилот Николай Галкин продержался в перманентном полете 6 час. 01 мин (рекорд продолжительности).
— 24 февраля 2005 г. представители FAI зафиксировали два женских рекорда, установленных россиянками Натальей Володичевой и Екатериной Кочетковой: продолжительности (3 час. 22 мин. 44 сек.) и скорости (16.9 км/ч).
— 25 февраля 2007 г. Николай Галкин и Юлия Светлова установили мировой рекорд дальности, — преодолев дистанцию 104,9 км.

Итак, отечественные образцы тепловых дирижаблей.


Фирма «Воздухоплавательный центр «Авгуръ» в экспериментальном порядке создала несколько тепловых дирижаблей.



тепловой дирижабль «Дятел», который почему-то сначала называли «Зябликом», летал не ахти как высоко, бывало, что от внутреннего давления лопалась оболочка, правда, обходилось без трагедий...

В 2003 году был построен 1-местный 16-метровый аппарат AU-31 «Дятел» с объемом оболочки 340 куб. м и 15-сильным движком. Испытывался зимой в полях... летал плохо, но было зрелищно. Высоко дирижабль не взлетал, а все больше у земли. Из-за недочетов конструкции оболочка дирижабля несколько раз лопалась во время испытаний. После испытаний аппарат на публике практически не появляется, хотя, по информации РВО, AU-31 до сих пор находится в эксплуатации Воздухоплавательного спортивно-технического клуба РОСТО.



«Зяблик» хороший дирижабль, внешне... на нем делались рекорды, а, бывало, пилотировавший аппарат воздухоплаватель был на волосок от гибели... даже была попытка продать этот тепловой дирижаблик за $40 000 через интернет — не купили...

Куда большую известность приобрел тепловой дирижабль AU-29 «Зяблик», который был создан через год после AU-31 — в 2005 г. Этот 1-местный 23-метровый аппарат с объемом оболочки 855 куб. м производители изначально готовили к спортивно-рекордной карьере, а для этого оснастили аппарат мощным 50-сильным двигателем MZ-35. На данном дирижаблике было установлено три мировых рекорда.
1 марта 2006 пилот Валерий Шкуленко достиг рекордной для данного класса аппаратов (BX-02 — по классификации FAI) скорости, а Николай Галкин 20 февраля 2007 г. установил рекорды — высоты (458 м) и дальности (18,5 км).
По информации РВО (возможно, устаревшей), в настоящее время этот аппарат также эксплуатируется Воздухоплавательным спортивно-техническим клубом РОСТО.



на тепловой дирижабль «Беспощадный» у наших воздухоплавателей были большие надежды по части спортивного героизма... на этом красивом аппарате (визитной карточке объединения «Фабрика рекордов»), относящемуся к подклассу ВХ-03 (по классификации FAI), Л. Тюхтяевым был установлено 2 мировых рекорда: дальности — 99,136 км (3 февраля 2009 г.) и продолжительности полета — 05 час. 05 мин. (24 февраля 2009 г.), зарегистрированные FAI... а вот в воздухоплавательных соревнованиях данное скоростное воздушное судно первых мест почему-то не берет... может, все впереди?

Самым крупным и, наверное, наиболее конструктивно продвинутым отечественным тепловым дирижаблем является аппарат AU-37 «Беспощадный».
Аппарат строился ЗАО «Воздухоплавательный центр «Авгуръ» по специальному заказу банкира и пилота Л. Тюхтяева, который планировал на скоростном судне участвовать в различных соревнованиях и устанавливать рекорды.
Основной объём оболочки этого 29-метрового дирижабля — 1600 куб. м. На его борту установлен 65-сильный двигатель «Rotax-582» (Австрия).



AU-35 «Полярный гусь»... идея установить абсолютный рекорд на тепловом дирижабле тесно связана с проектом «Высокий старт», предполагающего запуск ракет с аэростатической платформы на большой высоте... только в РФ умудрились предложить использовать для пусков ракет не газовый, а тепловой дирижабль, — вроде, дешево и доступно...

В 2005 г. по заказу ЗАО «Воздухоплавательный центр «Авгуръ» компания «НПП «Русбал» построила монгольфьерную спецформу с объемом оболочки 2950 куб. м, которая несколько позже была оснащена 15-сильным двигателем Raket-120 aero.
Моторизированный монгольфьер был зарегистрирован в качестве теплового дирижабля AU-35 «Полярный гусь». Этот аппарат (BX-04 — по классификации FAI), который сегодня эксплуатируется компанией «Авгуръ-Аэростатные Системы» (по информации РВО), изначально позиционировался как субстратосферный дирижабль. 17 августа 2006 г. тепловой дирижабль «Полярный гусь», пилотируемый известным воздухоплавателем Станиславом Федоровым, поднялось до отметки 8180 м, установив тем самым абсолютный рекорд высоты для дирижаблей.



незарегистрированный и нелетающий дирижабль Pantech, наверное, еще только ждет свое часа, главное, чтобы ресурс оболочки не выработался от складского хранения...


Компания «Трайнас» в 2004 г. построила 2-местный тепловой дирижабль собственной конструкции — 130ДТ «Pantech».. Аппарат c оболочкой длиной 41,5 м, объемом 3600 куб. м почти не эксплуатировался, поскольку дирижабль (и до настоящего времени) находится в стадии доработки, не имея регистрации...
Для пробных полетов создатели одалживали гондолу от дирижабля AV-1 «Филин», а свою кабину только проектировали. На сегодня данный аппарат публично не используется, а в планах навесить на переделанную оболочку более мощный, чем у AV-1, двигатель.
…Это, собственно, весь перечень летавших в небе отечественных дирижаблей.


[см. окончание, Ч.2]

Comments:

[User Picture]
From:chautbenaht
Date:February 4th, 2011 08:56 am (UTC)
(Link)
Спасибо за обзор.
Помню, как в начале 90-ых рекламировали этот дурацкий Термоплан.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:aerocrat
Date:February 4th, 2011 09:30 am (UTC)
(Link)
про то что он "дурацки" зря...
плохой опыт -- тоже опыт, и полученные в ходе реализации проекта термоплана знания впитаны современными создателями дирижаблей (не только российских)...
пусть этот своеобразный экзамен отечественные дирижаблестроители не прошли, но важные уроки из этого живого опыта конструирования дирижаблистами были ивлечены однозначно...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:livejournal
Date:May 31st, 2016 10:03 pm (UTC)

Киноразбор - 17 - Китайскій сервизъ

(Link)
Пользователь rivershkiper сослался на вашу запись в своей записи «Киноразбор - 17 - Китайскій сервизъ» в контексте: [...] и 3 [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:livejournal
Date:August 31st, 2016 04:32 pm (UTC)

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.2 (ПРОЕКТН

(Link)
Пользователь scharapow_w сослался на вашу запись в своей записи «СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.2 (ПРОЕКТНОЕ)» в контексте: [...] ло см. ТУТ [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:livejournal
Date:August 31st, 2016 04:34 pm (UTC)

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.1 (ВОПЛОЩЕ

(Link)
Пользователь scharapow_w сослался на вашу запись в своей записи «СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.1 (ВОПЛОЩЕННОЕ)» в контексте: [...] Оригинал взят у в СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.1 (ВОПЛОЩЕННОЕ) [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:Aleksandr Xaritonow
Date:September 4th, 2016 03:08 pm (UTC)

дирижабли и россия

(Link)
развитие дирижаблестроения , безусловно, даст возможность развивать отдалённые территории страны. более того - это ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД ИЗ СОЗДАВШЕГОСЯ ТУПИКА.
1. СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ практически целиком ляжет на флот дирижаблей
2. ВЫВОЗ ПИЛОВОЧНИКА ИЗ ОТДАЛЁННЫХ ЛЕСНЫХ МАССИВОВ прекратит ежегодные массы лесных пожаров на неподконтрольных человеку территориях. лесосеку нужно рассчитывать так, чтобы устраивать полосы сплошных рубок , не дающих лесным пожарам распространяться бесконтрольно. достаточно элементарное решение для любого субъекта федерации;
3. ВЫВОЗ БРИКЕТИРОВАННОГО ЧЁРНОГО ЛОМА ДО БЛИЖАЙШЕЙ ПРИСТАНИ. очистка отдалённых районов от огромных запасов чермета. с удовольствием взял бы тему на себя, но при этой власти сия технология невозможна - нет должного куража и решительности устранить проблему.
4..... о туризме (не ЭЛИТНОМ А ЭКСТРЕМАЛЬНОМ), РАЗМИТИИ ВНУТРИСИБИРСКОГО РЫБОЛОВСТВА ВО ВНУТРЕННИХ НЕДОСТУПНЫХ ВОДОЁМАХ, РАЗВИТИИ СОТОВОЙ СВЯЗИ И ПР. возможностях этого вида транспорта - просто умалчиваю.
(Reply) (Thread)