?

Log in

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.2 (ПРОЕКТНОЕ) - © АЭРОКРАТ КОНЦЕПТ / © AEROCRAT CONCEPT

Feb. 4th, 2011

01:55 am - СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.2 (ПРОЕКТНОЕ)

Previous Entry Share Next Entry

[начало см. ТУТ]

В продолжение темы о современных российских дирижаблях — концептуально-проектные креативы отечественных дирижаблистов...



ПРОЕКТНЫЕ ТРЕНДЫ

Стратосферные беспилотные дирижабли, способные на протяжении многих месяцев удерживаться с полезной нагрузкой на высоте 19-21 км, в заданном квадрате, уже давно интересуют военных и сотовых операторов. В мире даже развернулась некая негласная гонка по первенству в этой области. Но ни одной стратосферной дирижабельной платформы в мире пока не существует. В России о работе над такими проектами заявляют четыре фирмы. Компания «Авгуръ-РосАэроСистемы» готова разработать сразу три геостационарных высотных дирижабля семейства «Беркут».

дирижабли «Беркут» для полярной зоны и субтропиков — разные, поскольку длина солнечного дня напрямую связана с бортовым энергообеспечением...

— Высотная платформа «Беркут ET» с адаптацией к экваториальной зоне (объем оболочки 192 000 куб. м).
— Высотная платформа «Беркут ML» — для средних географических широт — 30-45 град. (объем оболочки 256 000 куб. м).
— Высотная платформа «Беркут HL» — для высоких географических широт — 45-60 град. (оболочка — 320 000 куб. м). Продолжительность полета в заданном «квадрате» у всех аппаратов — 4 месяца. Вместе с собственно стратосферным дирижаблем «Беркут» разработчики предлагают использовать мобильный пневмо-каркасный эллинг.



проект стратосферного дирижабля «ЦАГИ» почти не развивается, зато облик аппарата был принят за основу только после продувок в аэродинамической трубе...

С 2008 г. ФГУП ЦАГИ разрабатывает cвой вариант стратосферного дирижабля «ЦАГИ» («TsAGI»), но облик аппарата до конца не сформирован. За основу взят дирижабль с развитой килевой системой, на которой размещаются модули солнечных батарей, внешняя антенна и двигатели.



«Высотная Аэростатная Многоцелевая Платформа» — ВАМП — от ДКБА, реализация проекта откладывается на обозримую перспективу...

ФГУП ДКБА ведет разработку высотной стратосферной платформы с 2006 г. Оболочку Высотной Аэростатной Многоцелевой Платформы («ВАМП»). Этот дирижабль планируется сделать длиной 200 м, а объем оболочки составит 360 000 куб. м. Предполагается, что на высоте 19-21 км такая платформа сможет удерживать полезную нагрузку массой до 2500 кг.
Комплекс солнечных батарей на оболочке будет занимать площадь 8000 кв. м. Продолжительность перманентного полета и стояния на высоте у такого аппарата, в соответствии с заявленными характеристиками, будет порядка 6 месяцев.



поступательное развитие дирижабельных систем «Аэростатика»,— от малых объемов к более крупным...

НПФ «Аэростатика» под руководством А. Кирилина также подготовила эскизный проект одноименного стратосферного 25-метрового дирижабля с объемом оболочки 350 000 куб м. Конструктор предлагает использовать апробированное на блимпах образца 1990-х годов 8-плановое оперение.
Высотный дирижабль «Аэростатика» является последним этапом многоступенчатой программы создания управляемых аэростатических систем — после успешного запуска в серию малого грузопассажирского дирижабля А-300М и среднего транспортного дирижабля А-06. Заявленный период реализации данного проекта — 42 месяца...



проект транспортной платформы А. Кирилина А-06...


Транспортные дирижабли — фактор успешного развития воздушно-транспортной системы.
К сожалению, ни одного транспортного дирижабля в послевоенном СССР построено не было.
Проект «Дирижабля Циолковского номер 1», или ДЦ-Н1, основан на концепции воздухоплавательного судна с металлическим корпусом и системой подогрева газонесущих емкостей...

Конструкторы частного предприятия «Воздухоплавательный центр «Авгуръ» еще в «нулевых» годах XXI в. анонсировали свой проект цельнометаллического дирижабля ДЦ-Н1, который был разработан с опорой на идеи К. Э. Циолковского. Конечно, этот 268-метровый транспортник с грузоподъемностью 180 тонн здорово отличается от проекта русского изобретателя из Калуги, однако корпус своего гигантского дирижабля современные разработчики все-таки решились делать из металла.
Подъёмную силу транспортного дирижабля ДЦ-Н1 предполагается обеспечивать за счёт подогрева несущего газа, а Циолковский неоднократно повторял о внедрении в своем цельнометаллическом концепте именно такого принципа.
Силовой каркас корпуса дирижабля ДЦ-Н1 представляет собой ферму из двух продольных поясов, идущих по верхнему и нижнему меридианам оболочки, и соединяющих их вертикальные стойки.



Отсек для основной массы оборудования, топлива и помещений для экипажа предполагается обустроить в этом небесном грузовике на базе фермы нижнего пояса.
Инженеры в своих расчетах видят облик ДЦ-Н1 со следующими общими характеристиками. Дальность полета — 15000 км; максимальная скорость — 170 км/ч, крейсерская — 120 км/ч.



Российский транспортный дирижабль «Атлант» — совсем не случайно напоминает концепт американского гибридного дирижабля Aeroscraft... все-таки конструкторы друзья детства

Следующим концептом транспортного большегрузного дирижабля от компании «Авгуръ-РосАэроСистемы» (экс-«Воздухоплавательный центр «Авгуръ») с 2009 г. стал проект семейства дирижаблей «Атлант» (аббр. от — Аэростатический Транспортный Летательный Аппарат Нового Типа).
Все аппараты семейства «Атлант» будут иметь жесткий корпус из композитных материалов, что позволит аппарату вертикально опускаться на землю и выдерживать ветра большой силы, кроме разве что ураганного.
«Атланты» проектируются для полетов с большим перетяжелением, что предполагается достигать за счет использования тяги двигателей и уникальной активной системы балластировки, позволяющей варьировать всплывную силу дирижабля как в полете, так и во время стоянки. О принципах работы такой уникальной системы балластировки проектанты не распространяются, видимо, чтобы такой интригой привлечь инвестора, или, может быть, чтобы до конца освоить технологию изменения физических свойств несущего газа…
В качестве демонстратора и «испытательного стенда» для реализации проекта транспортного дирижабля нового поколения разработчики задумали использовать восстановленный после аварии во Франции блимп AU-30. И уже придумано рабочее название для этого обкаточного дирижабля — «Атлант-6», на нем планируется испытывать системы активной балансировки и управления на малых скоростях и др.
Модельный ряд дирижаблей «Атлант» рассчитан на широкое участие в воздушно-транспортной системе, прежде всего, для обеспечения крупнотоннажных грузоперевозок и летающих отелей класса люкс. Заявлено, что в качестве первого шага (который намечен на 2013-2014 гг.) будет создан 75-метровый дирижабль «Атлант-30» с объемом оболочки 30 000 куб. м. и грузоподъемностью 16 тонн. Дальность перманентного полета дирижабля «Атлант-30» составит не менее 1500 км, крейсерская скорость — 90–140 км/час. Стоимость дебютного дирижабля «Атлант-30», по оценкам самих разработчиков, составит порядка €20 млн.
Следующим аппаратом данной линейки будет «Атлант-100», способный брать на борт до 60 тонн полезной нагрузки.
…Разработчики утверждают, что билет на транспортный дирижабль обойдется на 30–40% дешевле, чем на самолет.



транспортные дирижабли, спроектированные омичем Вячеславом Шалаевым, имеют форму горизонтального крыла...

В Омске конструкторское бюро под руководством Вячеслава Шалаева при Сибирской автодорожной академии (СибАДИ) в 2009 г. представило семейство транспортных дирижаблей нового поколения — «ША».
Между прочим, это далеко не первый проект команды инженеров. В 1991 г. (когда в прессе только и говорили о дирижабле «летающей тарелке», термоплане) Шалаев с единомышленниками занимался на базе омского государственного конструкторского бюро «Крыло» разработкой собственного концепта транспортного дирижабля. В наступивших новых экономических условиях проект был остановлен, а омские дирижаблисты переключились на другие задачи.
Однако, к наработкам того времени, энтузиасты все равно вернулись и при первой же возможности доработали конструкцию, защитив ее патентами, и представили свои «ША-100» и «ША-200» общественности.
Как обещают разработчики, их небесный гигант сможет брать на борт 2,5 тысячи тонн груза. Диапазон рабочих высот дирижабля — от 2000 до 12000 м. Скорость движения — от 150 до 450 км/ч. Причем, в любую погоду, независимо от силы ветра. По словам омских инженеров, безопасность конструкции достигается многосекционной системой летательного аппарата. Стоимость перевозки грузов дирижаблями семейства «ША» составит не более $0,16 за тонно-километр, что кажется сегодня фантастикой.
Каркас и оболочку дирижабля конструкторы проектировали на основе углепластика, новейших материалов. Более того, заявлено, что в данном типе дирижабля — с безбалластной системой — реализована принципиально новая технология регулирования аэростатической подъемной силы и антиобледенения. Никаких объяснений по этим ключевым изобретениям разработчики не дают, видимо, желая максимально заинтриговать потенциальных инвесторов, или же таким образом взять тайм аут для изучения механики изменения неких заинтересовавших их физических свойств…
Для запуска производства дирижаблей Шалаев заявил о необходимости предоставить его команде инвестиционное обеспечение в сумме €2,5 млрд. Сегодня, проект транспортника «ША» в ожидании денег, а потому — не реализуется.
 


на дирижабле «Небесный странник», проект которого продвигает А. Гомберг, летать будет комфортно, но дорого


ФГУП ДКБА при участии инженера Александра Гомберга представил транспортный дирижабль грузоподъемностью 10 тонн SW-60000 «Небесный странник» (Sky Wanderer), который создавался как «реплика» (или лучше сказать — «ремейк») известного дирижабля 1930-х годов «СССР В6 «Осоавиахим».
Естественно, конструкция аппарата глубоко прорабатывалась из расчета применения современных материалов, новейших технологических и инженерных решений, гелия в качестве несущего газа.
Ориентируясь на грузоподъемность советского дирижабля и приблизительный облик, была представлена осовремененная версия «СССР В6 «Осоавиахим» с более крупной размерностью. Объем оболочки аппарата — 60000 куб. м под гелий (против 18 000 куб. м; под водород), длина новодела 120 м. (против 105 м), винто-моторная система из-за укрупнения воздушного судна потребовалась более мощной (4 дизельных двигателя по 500 л. с.). В итоге, удалось немного обогнать лучший советский дирижабль и по полезной нагрузке — 10 т против 8,5 т... В качестве инженерной инвариации корабля «Небесный странник» предлагается использовать как проверенную временем «классику», так и оригинальную систему с подогревом воздуха и конденсацией пара. А еще налицо усложнение конструкции за счет 12-планового оперения (против 4-планового советского), что потребует внедрения достаточно совершенной системы управления...
За билет на дирижабль «Небесный странник» SW-60000, совершающий 2-дневный перелет по маршруту Москва — Нью-Йорк, пассажиру придется выложить €5000. Такие расчеты произвел один из вдохновителей проекта А. Гомберг. Будет ли пользоваться спросом такое недешевое экзотическое турпутешествие? — вопрос открытый.



Фирма «Аэростатика», возглавляемая А. Кирилиным, также позиционирует себя на ниве разработчиков транспортных дирижаблей различной грузоподъемности. Для потенциального инвестора предложена линейка транспортных аппаратов с грузоподъемностью 5, 25, 60 и 200 т, которые планируется задействовать в соответствующих сегментах развиваемого воздушно-транспортного сервиса России. Наикрупнейший аппарат в этом ряду —250-метровый дирижабль А-35 с объемом оболочки 350 000 куб. м и грузоподъемностью 200 т. А наименьший — многоцелевой дирижабль мягкого типа A-300МУ с объемом оболочки 15 000 куб. м и грузоподъемностью 5 т. Следующий аппарат представленного семейства — А-06: его грузоподъемность 25 т и объем оболочки — 60 000 куб. м.
 


проект транспортного дирижабля НПФ «Аэростатика» — А-06...

Оба эти аппарата одновременно рассматриваются как демонстратор и прототип для последующей реализации проекта стратосферного дирижабля (см. выше).
Для переброски по воздуху груза массой 60 т (сопоставимо со стандартным грузовым железнодорожным вагоном) Кирилин предлагает применять дирижабль А-12 с объемом оболочки 120 000 куб. м.
...Доказывая высокую рентабельность своих платформ, разработчик приводит фантастически низкие цифры воздушно-транспортных перевозок на дирижабельных платформах. В частности, при коммерческой эксплуатации транспортного дирижабля А-35 стоимость тонно-километра не превысит $0,12 (что, кстати, весьма близко к показателям омского дирижабля «ША»).
Для развития своего дирижабельного тренда Кирилин заявил в 2008 г. о необходимости инвестировать в его проект почти 5-млрд руб. Деньги никто до сих пор не предоставил...



локомоскайнер... проектно-экспериментальные работы — от скромного прототипа МЧС к АТЛА-600 с грузоподъемностью 600 т

Для реализации масштабного дирижабельного проекта, связанного с выпуском линейки воздухоплавательных «летающих тарелок», холдингом «Метапроцесс» в 2005 г. была образована фирма «Локомоскай».
Линзообразные дирижабли, или локомоскайнеры (АТЛА), которым посвящалась деятельность конструкторов из нового бизнеса, предполагается создавать нескольких инвариаций: с грузоподъемностью 40, 60, 120, 240 и 600 тонн.
Предполагается, что «летающие тарелки» могут проектироваться как в виде грузовых платформ, так пассажирского транспорта, способного перевозить за рейс от 270 до 11000 человек.
Основные грузы локомоскайнеры будут нести либо в стандартных контейнерах, которые в транспортных узлах можно будет перегружать на железнодорожные платформы, автомобильные полуприцепы, сухогрузы, лихтеровозы, либо в виде негабаритного такелажа на внешней подвеске — по технологии «от двери до двери».
Локомоскайнер родственен термоплану, И совсем не случайно в команде разработчиков небесных линзообразных транспортных судов собрались специалисты, некогда сотрудничавшие с КБ «Термоплан». Однако схожесть проектов термоплан и локомоскайнер только во внешнем облике (линзообразная форма) и принципе термобалластируемости. Конструктивные подходы серьезно разнятся.
Например, в термоплане с гелием было всего две больших полостей для газа. В локомоскайнере запроектировано 16 гелиевых емкостей (при повреждении нескольких из них — полетные характеристики гиганта не изменятся. По проекту 1990-х годов для нагрева термообъема отработанные газы от двигателя поступали прямо внутрь оболочки, в результате чего образовывалась сажа, и термоплан неизбежно должен был бы подвергаться профилактической чистке внутреннего объема. Более того, 700-градусный прогрев выхлопными газами создавал существенный риск прожечь оболочку. Конструкторы решили оборудовать свой локомоскайнер независимыми от двигателей теплогенераторами, работающими внутри объема в качестве своеобразных тепловых пушек. Таким образом, даже при отказе всех двигателей тепловой баланс в оболочке будет стабилизироваться.
Кроме того, задумано посредством специальных теплообменников создать дополнительную систему нагрева.
Термобалластировки для локомоскайнера (да и термоплана тоже) значительно расширяет эксплуатационные возможности, причем, без наличия специальной инфраструктуры.
...Запланированная дальность полета дебютной — прототипной — «линзы» с полезной нагрузкой 3 тонны — 500 км, а 60-тонник будет способен удаляться от базы (или, точнее, хаба) уже на расстояние до 3000 км. Заявленная крейсерская скорость полета локомоскайнеров — 110 км/ч.
Самый могучий из анонсированных разработчиком локомоскайнеров сможет свободно перенести по воздуху половину буровой установки из Москвы на Камчатку. Такая линзообразная платформа будет иметь диаметр корпуса 250-метров.
Проект термобалластируемой «летающей тарелки» получил заметную поддержку со стороны прессы и властей. Все началось с презентации 7-метрового демонстратора на МАКС-2009, который заинтересовал сначала Правительство Ульяновской области, которое заключило с руководством «Локомоскай» соглашение о программе строительства транспортных дирижаблей на своей территории, а затем и федеральное правительство, прежде всего, Путина и Медведева. Тем не менее, финансовую поддержку данному проекту государство так и не оказало.
Из-за недостаточного финансирования сроки постройки первого аппарата постоянно передвигаются на неопределенное время (удаляясь от намеченного 2016 г.).



проект гибридного транспортного дирижабля ДКБА ДП-20Т с грузоподъемностью 20 т

ФГУП ДКБА также стремится следовать наиболее перспективным тенденциям в области дирижаблестроения. Хотя на счету ДКБА нет живых дирижаблей (ибо работы с 1956 г. ставились предприятию по линии гособоронзаказа, под которые разрабатывались в основном аэростатные комплексы), проекты воздушно-транспортных систем легче воздуха в арсенале предприятия имеются. Ряд дирижаблей был разработан только в рамках НИР, по некоторым проектам были созданы прототипы, некоторые из которых неплохо летали…
Оставаясь единственным госпредприятием, ориентированным на разработку и создание воздухоплавательной техники, ДКБА, тем не менее, старается интегрироваться в формирующийся рынок воздухоплавательной техники. Фактически на энтузиазме долгопрудненцы подготовили несколько проектов дирижаблей для усовершенствования за счет их эксплуатации существующей воздушно-транспортной системы.
Наиболее доступный, с точки зрения реализации проекта, — это полужесткий дирижабль ДП-4, который является глубокой конструкторской переработкой проекта блимпа ДП-3, который разрабатывался с 2004 по 2008 гг., а тот, в свою очередь, стал модификацией более раннего аппарат 2ДП, который создавался по образу и подобию английского мягкого дирижабля Skyship-500. ДП-4 — самый маленький аппарат из линейки транспортных дирижаблей ДКБА, его заявленная грузоподъемность до 4 т, или 25 чел.
В ДКБА подготовлены аванпроекты и более крупных транспортных воздухоплавательных платформ, способных брать на борт 20, 50, 70, 100 и 200 тонн.



проект линзообразного беспилотного патрульного дирижабля ДКБА

В частности, грузовой дирижабль ДП-70Т, рассчитанный на полезную нагрузку массой 70 т, спроектирован в виде «летающей тарелки». Однако это линзообразное воздушное судно принципиально отличается от проектов термоплан и локомоскайнер. Аппарат гибридного типа ДКБА близок к схеме классического дирижабля.
Конструкторы проработали конструкции транспортных дирижаблей не только полужесткой, но жесткой схемы. А «тарелочная» тематика развивается в ДКБА в нескольких направлениях. По мнению разработчиков, такой облик избавляет воздушное судно от проблем при сильных боковых воздушных потоках и повышает его маневренность.


проект транспортного дирижабля ДКБА ДП-70Т

В частности, на МАКС-2011 планируется продемонстрировать летающий прототип 15-метровой дирижабельной «линзы»...

P.S.
Позитивно изменить ситуацию с дирижаблестроением в РФ в силу политэкономических особенностей способно только подключившееся к бизнес-процессу государство.

Comments:

[User Picture]
From:wonderbull
Date:February 4th, 2011 03:29 pm (UTC)
(Link)
Эх, скорей бы...
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:agnes_sitenson
Date:February 4th, 2011 07:14 pm (UTC)
(Link)
Все эти проекты завораживающе красивы...Сами дирижабли напоминают мне китов,которые плавают в небесном океане...))
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:aerocrat
Date:February 4th, 2011 10:06 pm (UTC)
(Link)
дирижабли вышли из морского транспорта, и "работают" они по одним и тем же физическим законам, в частности - Архимедовой силе...
и даже воздухоплавательная и морская терминология, атрибутика, структурная организация -- весьма схожи...
так что вы недалеки от истины, просто представив ее в таком романтическом виде...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:agnes_sitenson
Date:February 5th, 2011 11:02 am (UTC)
(Link)
Не совсем "просто представила в романтическом виде"-так слова сложились...Скорее всего представила ассоциативно...Основные внешние формы дирижаблей схожи с формами подводных лодок, соответствеено - китов,так как эволюционно это самая оптмальная форма для перемещения в водных потоках,конечно и в воздушных(нисходящих и восходящих)...Биодизайн)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:ulla_ineipyot
Date:February 5th, 2011 01:54 am (UTC)
(Link)
дирижабли Циолковского очень убедительно выглядят)
почитала вас, и захотела интерьерную радиоуправляемую модельку, например, в стиле стимпанк, укомплекованую фонарём и другими полезными штуками. интересно, был ли опыт производства чего либо подобного...
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:aerocrat
Date:February 5th, 2011 10:05 am (UTC)
(Link)
модели цельнометаллического дирижабля ДЦ-Н1, насколько мне известно, не делались...
Зато в 1930-х на Дирижаблестрое делали модель цельнометаллического дирижабля самого Циолковского, сделали даже два аппарата - 10 и 20 метров (кажется)... - вот картинки: ТУТ
и ТУТ

В стиле стимпанк, думается, стильная модель получится...
А процесс производства схож с ихготовлением трубы с плавными завершениями...
(может, что-то полезное почерпнете в посте про дирижабельные металлоконструкции — ТУТ)..
(Reply) (Parent) (Thread)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:ulla_ineipyot
Date:February 5th, 2011 03:28 pm (UTC)
(Link)
спасибо! проштудирую с интересом) я не подразумавала обязательной цельнометалличости для модельки - по крайней мере внешней. но вполне возможно что это может быть металл обтянутый кожей
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:livejournal
Date:August 31st, 2016 04:32 pm (UTC)

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.2 (ПРОЕКТН

(Link)
Пользователь scharapow_w сослался на вашу запись в своей записи «СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.2 (ПРОЕКТНОЕ)» в контексте: [...] небесных левиафанах. Оригинал взят у в СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.2 (ПРОЕКТНОЕ) [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:livejournal
Date:August 31st, 2016 04:34 pm (UTC)

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.1 (ВОПЛОЩЕ

(Link)
Пользователь scharapow_w сослался на вашу запись в своей записи «СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ: Ч.1 (ВОПЛОЩЕННОЕ)» в контексте: [...] p;Это, собственно, весь перечень летавших в небе отечественных дирижаблей. [см. окончание, Ч.2 [...]
(Reply) (Thread)