?

Log in

КУДА ДУЛИ ВЕТРЫ НА МАКС-2007 - © АЭРОКРАТ КОНЦЕПТ / © AEROCRAT CONCEPT

Sep. 1st, 2007

01:55 am - КУДА ДУЛИ ВЕТРЫ НА МАКС-2007

Previous Entry Share Next Entry

 Как бы зарисовки... 

Как водится, на излёте августа - раз в 2 года  - проводится авиасалон, который для краткости называют МАКС. 
С 21 по 26 августа (как тоже уже повелось) в г. Жуковский на территории ФГУП "Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова" проводился VIII такой салон – МАКС-2007.
Хотя, как признали в СМИ, этот смотр авиадостижений стал самым дорогим в мире, организационная часть мероприятия вызывала у участников и гостей (а это полмиллиона персон) жесткую критику и недовольство...
Участники Салона из 39 стран мира постарались и представили на своих экспозициях самые передовые технологии и изделия. На статической стоянке демонстрировалось более 260 летательных аппаратов различных типов, среди которых была и воздухоплавательная техника. Кстати, представленные на МАКС-2007 «боевые пузыри»: дирижабли и аэростаты в прессе назвали «военной сенсацией».






Живые дирижабли и аэростаты... 
 






















...Это:
газовый дирижабль мягкой схемы (blimp) Au-30, который представила частная компания «Авгуръ-Росаэростстемы». Этот аппарат – имеет предельные размеры для дирижаблей мягкой схемы; а конструктивно наращивать ресурсы по грузоподъемности можно уже только в полужестком и жестком исполнении. К сожалению, заявленную в характеристиках аппарата скорость 110 км/ч зрителям не смогли показать, хотя пилотировал это газом наполненное чудо опытный летчик. А накануне МАКС-2007 один из топ-менеджеров данной фирмы сказал, что в ближайшие годы планируется доработать дирижабль AU-30. 













тепловой дирижабль «Балтика», построенный по заказу одноименной пивной компании в Бристоле на заводе Дональда Камерона, основоположника современного воздухоплавания. Полетные задания на МАКС-2007 выполнял один из наиболее авторитетных в мире воздухоплавания пилотов – Геннадий Опарин. Аппарат в рамках рекламной программы уже несколько лет совершает рейды по стране, восхищая зрителей. 
 


Среди надутых образцов на МАКС-2007 засветился самый маленький тепловой дирижаблик - "Зяблик", на котором умудрились даже зафиксировать рекорд, который вошел в книгу рекордов (не смейтесь, плз) FAI. Явно аппарат на МАКС был представлен, прежде всего, для экстерьера с целью снятия у публики стресса, и воспринимать его как воздушное судно для безопасных полеторв людей, по крайней мере, неразумно...

Привязных аэростатов на МАКС-2007 наблюдалось единиц пять-шесть. Из них, наверное, только 2-3 тесно были связаны с тематикой выставки, все остальные – просто рекламные. 


Итак.
 















  "Дирижаблестрой" - ФГУП «Долгопрудненское КБ автоматики» представило проверенный временем 80-кубовый газовый аэростат ПА-80 с мягким оперением; этот аппарат давно уже запущен в серию и пользуется устойчивым спросом у военных. По словам гендиректора Долгопрудненского КБ автоматики Виктора Голубятникова, аэростаты – идеальное средство для размещения разведывательного оборудования. В перспективе на них могут быть размещены и ударные комплексы. В отличие от самолета– это сплошная резина. Ее не видно радиолокаторам. А если обнаружить визуально и обстрелять из пушки, то в отличие от самолета аэростат не взорвется и не упадет на землю». Интерес к данному комплексу обозначили представители многих военных ведомств, включая ВМФ. 




 














Малообъемный аэростат с мягким оперением был создан израильскими разработчиками для авиации МВД. Подобные аэростаты широко применяются на Ближнем Востоке, выполняя роль наблюдательной вышки за территорией с высоты 200-300 м. Представленным на МАКС-2007 комплексом «ОКО» на основе данного аэростата заинтересовались представители МВД, МЧС. 

Аэростатный бизнес

О тепловых аэростатах, конечно, говорить можно в рамках удачных или не очень рекламных программ и бизнес-проектов. Все тепловики на МАКС-2007 летали в привязном режиме, поднимаясь на высоту не более 30 метров (это касалось всех представленных аэростатов на салоне -таково было указание организаторов). Наиболее удачно получилась реклама у банков "Судостроительный" и "ВТБ", шары которых не гнушались за 5 минутный подъем на привязи брать по 1000 рублей с носа. Реклама "Балтики" вообще была безупречна: курсирующий одноименный дирижабль, спецформа в виде пивной банки, баннеры по всей территории авиасалона.
 





По ходу дела...

Несмотря на то, что духота, стресс, заорганизованность МАКС-2007 вершили в глазах публики свое темное дело, воздухоплавательные технологии на смотре перспективных воздушных судов были замечены высокими гостями. Спросом пользовалась любая информация про дирижабли. Хотя на блиц-конференции дирижаблистов из частного сектора, обещавших представить общую картину состояния и перспектив дирижаблестроения, народу пришло откровенно мало, да и проанонсированный организаторами обзор напоминал, скорее, "пиар" всего одной компании - "Росаэросистемы-Авгуръ", существующей преимущественно за счет рекламы и неплохих менеджеров, умеющих впарить клиенту что угодно...  
Жаль, конечно, что публика так и не узнала реалий и масштабов развития отрасли как в отечественном, так и международном масштабе. Да уж что поделать, когда некоторым бизнесменам так хочется через замалчивание окучивать рынок... Хорошо, что все знакомые с воздухоплаванием представители прекрасно знают, кто есть кто, и кто есть где, кто есть как, да и кто откуда...
Некоторые находчивые посетители, однако, заранее узнав об экспонентах-воздухоплавателях МАКС-2007, сами разыскивали стенды разработчиков и выясняли реальное состояние дел в отрасли.
В своем интервью СМИ, директор ФГУП ДКБА (в 1931-1940 гг. комбинат "Дирижаблестрой СССР")- ключевого государственного отраслевого воздухоплавательного предприятия России - отметил: "Маркетинг показывает, что наибольший спрос на рынке будет в ближайшие годы на мобильные аэростаты большой продолжительности «стоянки» на рабочей высоте, дирижабли средней дальности полета и транспортный дирижабль большой грузоподъемности. Наши перспективные разработки по своим характеристикам не уступают зарубежным. Недавно закончена работа над созданием Концепции развития воздухоплавательной техники и дирижаблей нового поколения на период до 2015 года. Речь идет, по сути, об оснащенности министерств и ведомств - Министерства обороны, МВД, МЧС, Министерства транспорта, ФСО, ФСБ - воздухоплавательными комплексами. В последнее время все больше заказов на специализированные воздухоплавательные комплексы. Чтобы оснастить такие комплексы нужными заказчику системами, мы сотрудничаем с Московским институтом теплотехники, Государственным научным центром «ЦСКБ-Прогресс», МНКП «Авионика», ЦАГИ, РТИ им. Минца, Уральским оптико-механическим заводом и другими".
По мнению многих профессионалов отраслевого воздухоплавания, настал момент консолидировать усилия российских дирижаблистов и совместно осваивать рынок - внутри страны и за рубежом, ведь дирижаблестроение и воздухоплавание в целом при штучном изготовлении не является дешевым средством и становится таковым только при изготовлении в сотнях экземпляров.
А для этого - на манер ОАК (объединенной авиационной корпорации) - производители воздухоплавательных систем должны выработать развитую партнерскую программу, выступая перед заказчиком единым концерном, представителем. Тогда дело двинется. 


Козыри на стол 

По части воздухоплавательной тематики на МАКС-2007 сложился свой микроклимат, в котором непуганные воздухоплаватели пытались понять свое место на рынке. Вроде, и отрасль молодая, и отечественных профильных фирм немного, да и дискуссии еще не окончены, непонятно, что и как будет работать. 
Публика хочет дирижабли, много дирижаблей, наших дирижаблей, да чтобы они еще и крутые были... Значит, психологически рынок готов. 



...
Вот завсегадатый экспонент МАКС - статусное ракетостроительное предприятие ЦСКБ «Прогресс» из Самары. Капитаны госсектора, четко улавливая основные тенденции авиастроения,  поняли, что рынку нужен дирижабль, пусть и небольшой, но надежный и технологически продвинутый. Из штаб-квартиры "Прогресса" пошла волна мощного PR, благодаря которому публика была готова лицезреть на МАКС-2007 патрульный дирижабль нового поколения, созданного в рамкаха контракта, например, для ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Однако работа не двигалась, и в качестве аргумента  генеральный директор Александр Кирилин публично заявлял, что инвестиции в модернизацию мощностей завода для сборки дирижаблей составят $5-10 млн (в зависимости от конструкции стоимость одного дирижабля будет колебаться от $3 до $7 млн), таких денег на счет предприятия, очевидно, никто не кинул..., так что виртуальное самарское дирижаблестроение пока себя не проявило.  



...
«НПО Росаэросистемы» (афилированная компания ЗАО «Воздухоплавательный центр «Авгуръ») планирует доводить до ума не только представленный на МАКС "сенсационный" дирижабль AU-30, но и свой распиаренный привязной аэростат "Пума" (об этих корпоративных желаниях  уже сообащалось в СМИ); также в рамках упреждающего PR было объявлено о создании в обозримом будущем стратосферного дирижабл, начале полномасштабных работ воянию жестких дирижаблей большой и сверхбольшой грузоподъемности, преимущественно на основе гибридизации судов. Заявленные цели не могут не радовать. 
Также как и ЦСКБ "Прогресс" топ-менеджеры компании ищут инвестора, готового оплатить многмиллионные проекты энтузиастов... И еще. Оценивая большую работу конструкторов этой компании, часть из которых набиралась опыта в ДКБА, создается впечатление, что заявленные компанией революционные проекты очень уж похожи на те, что затеяли ребята из американской компании Aeros - лидера мирового дирижаблестроения. Так не проще ли подождать и... "слизать"?


...
ФГУП 'Долгопрудненское КБ автоматики' (ДКБА) как единственное государственное предприятие в России, работающее в области создания воздухоплавательной техники, на МАКС-2007 представило "наглядные пособия", прямо скажем, не выразительного вида, зато среди заявленныцх направлений - передовые разработки нового века, связанные с индустриальным дирижаблестроением. Как ни удивительно, но с гособоронзаказом у ДКБА нет проблем. 
Среди представленных на стенде ДКБА аппаратов впервые широкой публике была представлена высотная аэростата-лаборатории (ВАЛ); многофункциональная аэростатическая платформа с продолжительностью полета несколько суток и полезной нагрузкой 900-1 000 кг; также была показана запущенная в рамках военныого проекта мобильная привязная аэростатическая платформа УСУ 85Р для подъема до 150 кг на статический потолок до 4 000 м или 300 кг на 2 500 м. Вживую, как уже говорилось, на открытой площадке МАКС-2007 демонстрировался аэростатный комплекс ПА-80, через который, кстати, служба безопасности авиасалона осуществляла наблюдение за территорией; картинка с 30-метровой высоты также транслировалась на монитор, установленный на стенде ДКБА. Отказавшись по некоторым проекта от грифа "секретно", бывший "Дирижаблестрой" представил перспективные воздушные суда различного назначения, среди которых выделялись новейшие комплексы. Это - полужесткий дирижабль ДП-20 для транспортировки грузов до 20 тонн; жесткий дирижабль ДП-55 для транспортировки грузов до 55 тонн с безэлинговой круглогодичной эксплуатацией во всех климатических зонах; дирижабль 'линзообразной' формы ДП-70Т для транспортировки грузов с безэлинговой круглогодичной эксплуатацией во всех климатических зонах, на конструктивной основе этого дирижабля проработаны варианты аппарата с грузоподъемностью 200-400 т. Кстати, стратегия ДКБА в ближайшие годы будет связана с созданием востребованного рынком воздухоплавательного судна, которое будет способно как летать при сильном ветре, так и развивать скорость более 200 км/ч. Речь идет о гибридизации аппаратов легче воздуха, создании эффективных концепт-решений для удовлетворения спроса, обозначенного в проекте госпрограммы «Концепция развития воздухоплавательной техники и дирижаблей нового поколения на период до 2015 года», которую ФГУП ДКБА подготовило с участием представителей всех заинтересованных ведомств (Минтранс, ФСБ, ФСО и др.). 

"Максовские" ветра побудили  игроков, работающих на отечественном рынке воздухоплавательных технологий, заговорить о консолидации, партнерстве, "едином фронте", однако многим хитроумным идальго, пристрастившимся на фоне ряда удачных сделок к своей квази-миссионерской роли на поприще дирижаблестроения, придется либо переосмыслить реалии и пересмотреть свою роль на рынке, либо уйти... 
Экономически сильная отечественная индустрия вот-вот заявит о себе во весь голос, е если авиасалон помог этому, то его миссию можно считать позитивной...

 

 

 

Comments:

[User Picture]
From:sleepy_dumb
Date:September 1st, 2007 06:30 pm (UTC)

однако непонятно следующее:

(Link)
cтоило ехать, ради посмотреть дирижабли или нет?
Я конечно понимаю, что рядом с новостями о дирижабельных соревнованиях такой вопрос звучит забавно, но тем не менее.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:aerocrat
Date:September 2nd, 2007 06:54 am (UTC)

Re: однако непонятно следующее:

(Link)
ради осмотра воздухоплавательной техники на макс-2007, как представляется, ехать не стоило бы. основные новости по дирижаблям, аэростатам, а также отраслевым компаниям узнаются из СМИ. а дирижабли через год-другой будут уже явлением обычным в небе, да и на земле их чаще можно будет потрогать, тем более, что бизнес нацелился уже на туристические суда легче воздуха.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:delt1330
Date:September 25th, 2007 04:24 pm (UTC)
(Link)
ААА...был тута
(Reply) (Thread)