?

Log in

СТРАТОСФЕРНАЯ ПЛАТФОРМА X-STATION: MADE IN EUROPE - © АЭРОКРАТ КОНЦЕПТ / © AEROCRAT CONCEPT

Feb. 12th, 2008

03:17 am - СТРАТОСФЕРНАЯ ПЛАТФОРМА X-STATION: MADE IN EUROPE

Previous Entry Share Next Entry


Всемирная гонка по созданию лучшего типа стратосферной платформы продолжается. Об основных тенденциях мы уже сообщали ТУТ. Тем не менее, затянувшееся безмолвие, наконец, нарушено. И о проекте компании StratXX (которая создает высотную платформу X-Station) из Швейцарии появилась информация: в январе 2008 г. был осуществлен 4-й запуск 30-метрового полужесткого дирижабля-прототипа Mini-X-Station. На этом аппарате были успешно отработаны технологии терморегуляции, процедуры завершения полета и безопасного спуска. Более того, в некоторых источниках указано, что на март с.г. запланировано 12-часовое испытание прототипа в условиях африканского климата, а в мае-августе непосредственными испытаниями в стратосфере завершатся конструктивные доработки воздушного судна X-Station. С октября 2008 г., когда дирижаблисты всего мира будут отмечать 100-летие создания компании Luftschiffbau Zeppelin G.m.b.H., начнутся тестирование телекоммуникационных узлов на заданной высоте, включая тестирование модулей WiMax и оптических технологией для передачи данных в стратосфере. Окончательно испытания дирижабельной платформы завершатся в 2009 г. после 5-месячной программы по отладке всего стратосферного комплекса, включая взаимодействие с наземными порталами. В прошлом военный инженер, а ныне директор StratXX - Камал Алави назвал 2010 год началом революции в области телекоммуникационных технологий. Созданная его командой стратосферная дирижабельная платформа X-Station через 2 года, как объявлено, уже будет запущенна в серийное производство. Сети на базе платформ X-Station прекрасно дополнят существующие технологии транспортировки сигнала. Сервисные модули, размещаемые на дирижабельной платформе X-Station, обеспечат широкий спектр услуг, включая телефонный трафик и передачу данных в рамках региональной сети связи, WIFI и WIMax, ТВ высокой четкости, цифровое радио, диалоговое телевидение (iTV), услуги сотовой связи 2, 3 и 4G, видеоконференцсвязь, eLearning, мониторинг, охрану территорий и т.д.




ПРОЕКТНЫЙ BACKGROUND
Развитие глобального телекоммуникационного рынка обусловило как со стороны государства, так и частных потребителей рост спроса на широкополосный доступ к информационным ресурсам и, как следствие, необходимость эффективного решения проблемы "последней мили". 20 марта 2007 в Женеве венчурная компания Digital Solidarity Fund публично представила проект StratXX, который к 2010 г. сможет быть "приведен к общему знаменателю" и, как обещают в StratXX, до 2012 от 40 до 70 дирижаблей серии X-Stations будут парить над Африкой, открыв на этот континент доступ информационным технологиям. Столь интенсивное развитие проекта StratXX объясняется совпадением интересов политиков и энтузиастов дирижаблестроения. Идеологическая концепция проекта основывается на предложенной года 4 назад программе ООН, декларирующей необходимость соединить 85% мирового населения, у которых сегодня нет доступа к информационным технологиям и, прежде всего, в Интернет. Дискуссия мирового сообщества постановила: информационный обмен - это не техническая, а политическая проблема. И на удивление быстро в роли исполнителя перспективного проекта по созданию информационной магистрали на основе высотных дирижаблей (которые, кстати, называют иногда и "низкоорбитальными спутниками") предложил свои услуги президент малоизвестной европейской компании StratXX - Камал Алави. До сих пор не совсем ясно, кто именно лоббировал его кандидатуру для столь грандиозного проекта, но среди его партнеров крупнейшие научно-технологические центры Европы, включая германский национально аэрокосмический исследовательский центр DLR, да и оболочка дирижабля проверяется в Германии - в ангаре компании Zeppelin во Фридрихсхафене... Но, тем не менее, авторитет К. Алави неоспорим. Один только многолетний опыт руководящей работы в авиакосмическом управлении США многого стоит, да 25-летний стаж на поприще космических технологий стал решающим фактором при утверждении кандидатуры руководителя столь масштабного проекта. В 2000 году Алави, по оценке швейцарского журнала Swiss Cash, признан лучшим изобретателем страны, а по представлению компании Ernst & Young в США его номинировали на звание Предприниматель года. Алави также вручили еще целый ряд наград, в том числе и республиканскую президентскую почетную медаль. Кстати, у Алави немало и собственных разработок в области экологии, телекоммуникационных систем и беспилотных высотных платформ. В его портфолио более дюжины патентов. Видимо здесь таятся корни той бурной деятельности, что процесс патентования пронизывает научную и экспериментальную работу холдинга StratXX. Вся эта патентная работа, как признался Алави, в рамках создания X-Station позволит избежать клонирования и имитаций со стороны конкурентов, по крайней мере в 145 странах, где данные патенты имеют силу. Так или иначе, гласность, грамотный "пиар" и личная обоятельность Алави дают неплохой результат. Продвижение проекта лоббируется даже на уровне глав государств... И у проекта StratXX появляются все новые друзья. Так, президент Сенегала на январском (2008 г.) заседании ООН, где рассматривались цифровые информационные технологии, все свое 2-минутное выступление посвятил позитивной роли проекта StratXX для стран третьего мира. А после заседания ряд ответственных лиц вынуждены были давать комментарии относительно дирижабельного проекта Алави.

ЦЕНА ВОПРОСА
Стоимость каждой платформы X-Station, запущенной в серию (а их количество будет исчисляться десятками) составит порядка $30-37 млн: причем, 90 % от этой суммы составят затраты на сервисное оборудование - полезную нагрузку и работу наземных порталов. Однако, как утверждают в компании StraXX, до сих пор никаких государственных средств под проект не переводилось, и для дирижабельная программа развивается за счет частных инвесторов из Германии и Швейцарии, порядка $12 млн уже освоено, и это только начало… Ожидается, что в качестве консолидированного участника проекта выступит Евросоюз... Сам К. Алави считает, что выплаты по дивидендам будут умопомрачительными, да и сам проект StratXX, - продолжил он, - можно считать курицей, ежедневно несущей золотые яйца. И за такой уверенностью стоит трезвый расчет.
По примерным оценкам, капиталооборот этого семента рынка дистанционного зондирования составляет порядка 1,6 млрд евро для Европы и $4 млрд для США. И конкурентная среда благоприятствует, поскольку все заявленные стратосферные дирижабли еще концептуально до конца не сформировались, а у К. Алави уже проработан бизнес-план до 2012 года, когда холдинг StratXX должен начать приносить прибыль… Убедительным аргументом в пользу развития проекта на базе высотных дирижаблей X-Station и то, что качество подобных услуг предоставляют сегодня только дорогостоящие космические аппараты. Например, создание и эксплуатация спутника GEO обходится приблизительно в $300 - 400 млн, а спутниковая система LEO уже обошлась приблизительно в $10 - 12 млрд. На этом фоне дирижабельная группировка из 10 аппаратов стоимостью в $400 млн выглядит даже привлекательно. Но это не все. При серийном производстве цена дирижабля неминуемо понизится. К тому же, в случае успешной реализации проекта в самой Швеции, где умеют экономить, будет рассмотрена возможность использования небесной сети взамен 10 000 единиц антенных наземных комплексов.



Серийное производство элементов системы StratXX, как ожидается, начнется с 2010. Уже определено, что в первую очередь будет запущена коммерческая нагрузка в виде модулей для WiMax сервиса. И сегодня уже проводится маркетинг относительно возможности использовать стратосферные дирижабли на Ближнем Востоке, Азиатско-Tихоокеанском регионе и Африке.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Камал Алави запросто общается с прессой, делая заявления такого рода: "Благодаря моим дирижаблям в информационных технологиях произойдет революция". Так что же это за дирижабли такие? Предположительно серийные образцы X-Station будут иметь несколько спецификаций (в зависимости от комплектации полезной нагрузки на борту). Дирижабль X-Station X-100S сможет поднимать в стратосферу до 100 кг, X-300S - 300, X-600S - 600, а X-1000 - тонну. Дирижабли грузоподъемности до 300 кг будут построены по мягкой замкнутой схеме. Т.е. в оболочку будет заливаться рассчитанный объем гелия и - в соответствии с законом Архимеда - аппарат, поднимаемый за счет сплавной силы и движителей до 21-км высоты. Дирижабли грузоподъемностью от 600 кг будут строиться по полужесткой схеме. Особенность всего проекта StratXX заключается в том, что геостационарно расположенные дирижабли будут в качестве "летучих платформ" удерживать беспилотный самолет (LAUA), на котором и будет располагаться вся полезная нагрузка, да и движители этого самолета обеспечат соответствующую маневренность всего комплекса. Условно зафиксировавшись на высоте 21 км, стратосферная дирижабельная платформа X-Station в течение долгих месяцев будет стабильно работать в беспилотном режиме, постоянно поддерживая жизнедеятельность аппарата за счет солнечной энергии. Каждое дирижабельное звено X-Station является частью "стратосферной сети". Без нарушения информационного обмена можно заменять вышедшие из строя "модули", поднимая - в параллели со спуском - на то же место новый дирижабль. Самолет-беспилотник LAUA в случае необходимости (при поломках или с целью дооснащения), отстыковавшись от дирижабельной базы, легко спустится на землю и после необходимых операций (модернизации или замены модулей полезной нагрузки) вернется обратно. Созданная на высоте сеть будет взаимодействовать по горизонтали на основе оптической передачи сигнала (на высоте 21 км практически нет визуальных помех).



Более того, дирижабли X-Station могут быть интегрированы в качестве стратосферных телекоммуникационных узлов в более широкие сети, включая спутниковую информационную магистраль. Информационный обмен между платформой X-Station и наземным порталом будет осуществляться на скорости до 6 Гб/с. Благодаря стратосферному дирижаблю X-Station, созданного по особой технологии, потребитель получит быстрый и дешевый доступ ко всем телекоммуникационным сервисам, особенно в тех областях, где нет современной информационной инфраструктуры. Взаимодействуя, низкоорбитальные и высокоорбитальные аппараты смогут создать достаточно дешевые и стабильные каналы для передачи данных и вещания, включая телевидение, мобильную телефонную связь, VoIP, дистанционное зондирование и GPS. В комплексе такая система обеспечит привлекательное с экономической и технической точки зрение решение проблемы "последней мили".



Конструкция платформы X-Station уникальна своей модульной архитектурой. Да и сами комплексы X-Station представляют в сети некое подобие "модулей": для создания локализованного доступа к информационным ресурсам достаточно даже простейшего "модуля", или компактного сетевого узла (LGPS) из 3 стратосферных платформ X-Station. Каждый такой узел сможет обеспечить высококачественным сервисом территорию площадью более 1 000 000 кв. км, что обусловит каждой такой зоне относительную автономность от существующих американских или европейских систем. Например, для территории Швеции одной единицы LGPS будет вполне достаточно… Каждый дирижабль X-Station сможет покрыть "пятно" диаметром около 1000 км. ...Для Wimax/4G и цифрового радиовещания платформы X-Station планируется оборудовать специализированными остронаправленными антеннами.





ВЕХИ ПРОЕКТА
Проект стратосферной системы К. Алави начал прорабатывать еще в 2005 г. С начала 2006 года была сформирована команда и получены первые деньги. С марта 2006 г. были окончательно утверждены этапы работ, и в рамках проекта StartXX начались запуски на 30-км высоту воздушных шаров-зондов с датчиками... В сентябре 2006 г. была построена первая опытная модель мягкого дирижабля X-Station; она летала сначала без полезной нагрузки. Через полгода - весной 2007 г. - был уже создан 12-метровый прототип полужесткого дирижабля X-Station, на котором оболочка непосредственно в стратосфере была комплексно подвергнута испытаниям. Как уже отмечено здесь, 30-метровый полужесткий дирижабль-прототипа Mini-X-Station объемом 1800 куб. м совершил свой 4-й подъем в январе с.г.; его подготовка к полету заняла у команды из 30 человек 4 недели. Эта копия дирижабля меньше полноценной версии в 87 раз. Короче, к октябрю 2008 опытный образец дирижабля X-Station начнет отработку телекоммуникационных узлов на заданной высоте, а со второй половины 2009 года будет выведена в стратосферу полноценная версия аппарата. В январе 2010 г. на низкой орбите будет развернута первая стратосферная группировка дирижаблей X-Station; аппарат будет запущен в серийное производство. ...Все работы по строительству дирижабля осуществляются на окраине г. Люцерн (Швейцария). Именно здесь команда Камал Алави готовится удивить мир прорывными технологиями не только в виде стратосферной дирижабельной системы, но и своим новым подходом к построению глобальных информационных сетей, развитию мобильных телекоммуникаций, цифрового радио и телевидения, навигации, георазведке, мониторинга пограничного контроля, трафик-мониторинга и т.д. Если в ближайшие месяцы под проект StratXX, который раскручивают посредством маркетингового инструментария и соответствующего PR, поступят дополнительные инвестиции (а в этом есть почти 100-процентная уверенность), то в кратчайшие сроки К. Алави намерен расширить производственно-исследовательский комплекс своей фирмы и создать дополнительные рабочие места. Наряду с дополнительными зданиями будет сооружен новый эллинг высотой 30 и длиной 120 метров, а также построены новые производственные цеха. И действительно, не удобно уже как-то для StratXX Holding AG гостить у добродушных немцев из Zeppelin в их славном эллинге... Проект уже набрал достаточные обороты, и вполне может обеспечить себя необходимым ресурсом. В рамках бизнес-плана Алави к 2012 г. предполагается нарастить штат компании до 300, а к 2015 г. - до 600 человек.



22-метровый прототип, который в 87 раз меньше полноценной версии дирижабля X-Station, находится в эллинге компании Zeppelin, что во Фридрихсхафене.

А ЯСНОСТИ-ТО НЕТ...
Проект StratXX, конечно, во многом интересен. Но недостаток материала и документальных сведений сужает круг обсуждаемых тем. Вот, скажем, концепция стратосферного дирижабля Lockheed Martin по имеющейся информации еще даже до конца не утверждена, но, по крайней мере, ясно, что оболочка будет делаться в TCOM, а долгосрочное энергопитание судна в стратосфере будет обеспечиваться за счет солнечных батарей и накопительных элементов, аккумулирующих собранную энергию для темного времени суток. И это проблема энергообеспечения достаточно серьезна и требует большого научного поиска. Вот и дирижабль ФГУП ДКБА - ДИРИЖАБЛЕСТРОЯ тоже накопительный элемент разрабатывает, и еще нет четкого понимания, что же это будет, конце концов, за "звездная батарея"... И тут ребята из X-Station обозначили 2010 год как начало технической революции, опирающейся на их стратосферник. Так неужели они разрешили столь мудреную и непонятную задачу как многомесячный беспилотный полет дирижабля в стратосфере? Думается, что нет. Может, их беспилотный самолет будет улетать каждый раз на землю для смены батарей? Смешно... Но не стоит строить ненужных догадок. Раз уважаемые люди заявили о 2010 годе, значит так тому и быть.
...Пусть Алави и дальше патентует свою уникальную многослойную ткань для оболочки... пусть интригует общественность своими прорывными наукоемкими достижениями, а мы просто подождем до лета и узнаем - насколько реалистичны перспективы X-Station.



Comments:

[User Picture]
From:sielent_brat
Date:February 12th, 2008 01:49 pm (UTC)
(Link)
Спрячьте, плиз, первое видео под кат. Оно очень пугает мой бравзер :)
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:aerocrat
Date:February 20th, 2008 10:29 pm (UTC)

да уж...

(Link)
Авантюристов в Европе хоть отбавляй, для потехи еще и российские пузыри там предложить. Душераздирающее зрелище! Советую маркетингу поучиться у г-на Пастернака! А свои "понты -крылья" убрать хотя бы в карманы, дабы не ронять чести России. Неплохо Челенгаров с Этьеном слетели на Севера... Российское ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЕ только под госконтролем сможет дать миру приличные воздушные суда. Учитесь тактике у ФГУП ДКБА -ДИРИЖАБЛЕСТРОЯ.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:warlen
Date:April 10th, 2008 12:50 pm (UTC)
(Link)
Не понял, они будут привязными или свободнолетающими?
Если привязными, то не возникнут ли проблемы при перемене ветра? Или на этих высотах ветер не меняется? А если свободнолетающими, то неужели энергии солнечных батарей хватит, чтобы поддерживать аппарат над заданным местом?
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:aerocrat
Date:April 10th, 2008 03:33 pm (UTC)
(Link)
Конечно же, это свободный полет в заданном "кубе" (~1х1 км). Вопрос энергетики, на мой взгляд, остается открытым... и в посте про это сказано
(Reply) (Parent) (Thread)