aerocrat (aerocrat) wrote,
aerocrat
aerocrat

Categories:

ШАРЫ-ПРЫГУНЫ

Этот малообъемный пилотируемый сферический свободный аэростат рассчитан на одного человека. Он оснащен специальной подвесной системой. Как правило, объем оболочки газового шара-прыгуна 150-190 куб. м, и он - при полезной нагрузке до 100 кг - неплохо летает, правда, если скорость ветра не превышает 10 м/с. Объем оболочки "прыгающего" тепловика "- хоппера" - несколько больше, да и удобств у пилота меньше (на спине ранец с газовым баллоном, а горелка укреплена почти у самой головы)…


Принцип "работы" шара-прыгуна прост до безобразия. Закрепившись, пилот шара может покрывать - зачастую даже очень значительные - дистанции посредством "гигантских шагов" и "скачков". Именно, исходя из этого, воздухоплаватели прозвали этот аэростат шаром-прыгуном.
Подобные шары-прыгуны иногда применяются для съемок крупных мероприятий на открытом воздухе, спасательных операций, промышленного альпинизма и т.д. В целом ряде известных кинолент шары-прыгуны мелькали в кадре, например в кино Зеленый Лед (Green Ice, 1981), грабители скрывались на таком баллоне с крыши небоскреба...

  

ВЕК МИНУВШИЙ… 
В начале 1900-х, публика в поисках острых ощущений открыла для себя несколько чудоковатый, но захватывающий спорт.
На заполненном водородом или гелием шаре оказалось на удивление легко играть в "гигантские шаги" и запросто преодолевать заметные расстояния и препятствия.


 


1925 . Франция. Пробные полеты на шаре-прыгуне (фото Мануэля Фрере, MANUEL Freres) 

Некоторым даже удавалось подскакивать аж на 50 и более метров или покрывать по воздуху полукилометровые дистанции...



Парадокс, но с появлением на небе дирижаблей этот развлекательный спорт как-то утратил привлекательность. К началу Первой мировой войны в США и Европе, как видно, праздное воздухоплавание особо не проявлялось.

  

Аэродром Стаг Лэйн (Stag Lane), март, 1927 г. Первые испытания шара-прыгуна, созданного для рекламы газеты Daily Express newspaper.

Зато после войны спортивные шары-прыгуны стали даже очень и очень востребованы; они появились в американских парках развлечений, на полях для гольфа и даже на спортивных аренах. Понемногу в Европе тоже вспоминали о шарах-прыгунах.

Людям нравилось подлетать на 30-метров вверх и, поплавав на высоте, неспешно опускаться на землю. Уже к середине 1920-х шары-прыгуны были одной из самых "прикольных фишек" в среде английского дворянства, которое даже создавало специальные клубы любителей "нового небесного спорта".


журнал Scientist, 1923 г. ст. "Шар-прыгун - новый волнующий небесный спорт"

В английских газетах нередко можно было наткнуться на такую рекламу: "Наслаждайтесь чувством невесомости. Если Вы весите 150 фунтов и желаете весело провести время, Вы должны привязать себе на спину воздушный шар. Тогда вы сразу облегчитесь на 100 фунтов. Если вы это уже сделали, то развлеките себя спортивными прыжками на воздушном шаре… Не робейте, сараи и деревья можно преодолевать более энергичными прыжками…". В странах континентальной Европы шары-прыгуны стали частью развлекательных программ для публики, особенно в пригородах крупных городов - Парижа, Берна, Вены… В СССР шары-прыгуны появились в середине 1930-х. Один из них в качестве народного аттракциона располагался в московском Парке им. Горького...



Известно, что в СССР в системе ОСОАВИАХИМ существовал весьма популярный вид спорта летания на наполненных водородом шарах из перкаля. Полёты на таких шарах-прыгунах позволяли спортсменам улетать за 300-400 км от места старта.


Имиджевое фото из довоенного номера журнала «СССР на стройках»; подпись внизу: «Воздух для нас стал таким же родным, как земля и вода. Смело отправляются к облакам советские воздухоплаватели. На легких шарах-прыгунах шлифуют технику пилотажа будущие командиры воздушных кораблей»

В рамках специальных госпрограмм на шарах-прыгунах готовили воздухоплавателей для полета на стратостатах. К слову, только за 1937-1938 гг. на шарах-прыгунах объемом до 150 куб. м советские воздухоплаватели выполнили 225 тренировочных полетов.

 
1935 г. Специалисты ведут проверку стратостата при помощи шара-прыгуна.

Также шар-прыгун, кстати, применялся для осмотра оболочек советских стратостатов на старте. ...На комбинате "Дирижаблестрой СССР" существовало специальное производственное подразделение, где изготавливались легкие аэростаты, включая и оболочки для шаров-прыгунов…



Во время войны 1941-1945 гг. об использовании шаров-прыгунов почти ничего не известно. Хотя попытки использовать в боевой обстановке такой вот удобный шарльерчик имелии место. - Так, в пригороде Ленинграда в 1942 г. капитан Судаков предложил для переброски за линию фронта разведывательно-диверсионных групп использовать шар-прыгун, образец которого сам изготовил и продемонстрировал своим начальникам. Военное командование тогда идею не поддержало. ...После войны несколько раз наши пограничники задерживали диверсантов, которые на воздушных шарах "гигантскими шагами" пересекали госграницу СССР…

 

ВЕК НЫНЕШНИЙ…
После десятилетий исторического забвения воздухоплавание вновь заявило о себе. Воздухоплавательная техника, которая где-то до середины 1960-х годов создавалась преимущественно для военных, оборонных, разведывательных целей, получила прописку в гражданской сфере - правда, не у нас, а за рубежом. На поприще воздухоплавательных технологий начали работать коммерческие компании, которые создавали аэростаты различного типа. В том числе и аэростаты прыгуны. Вслед за газовыми шарами-прыгунами появились и тепловики, которые получили погоняло "облачные прыгуны" (от англ. Cloudhopper ).



...В 1979 г. британской компанией Thunder & Colt был создан пробный мини-аэростата, который был способен поднять одного человека. Его ради прикола назвали Cloudhopper (облачный прыгунчик), однако компания Lindstrand перехватила инициативу и стала выпускать подобные тепловики в соответствии с растущим спросом. Недорогой - всего за $8000 - шар-прыгун доставлял среднему классу в летнее время за городом - ни с чем несравнимое удовольствие . С легкой руки известного британского воздухоплавателя Колина Прескота (Colin Prescot) имя Cloudhopper было даже зарегистрировано как бренд. Но в качестве торговой марки Lindstrand никто не воспринимал "клауд-хопперы", и даже конкурирующую продукцию компании Cameroon - под созвучным брендом Skyhopper - обзывали все равно сloudhopper. 



В русском языке к названию аппарата ничего не "приросло"… он так и известен как шар-прыгун. 
...Кстати, в послевоенную эпоху оболочки шаров-прыгунов выпускались на дирижаблестроительной базе в Долгопрудном - в компании ФГУП ДКБА.
До распада СССР шары-прыгуны использовались в нашей стране для индустриального альпенизма, любительского спорта, аэрофотосъемки и т.п. ...В частности, студентами одного из столичных вузов в далекие 1980-е годы было дочиста - сверху донизу - отмыта стела "Покорителям космоса" (для тех, кто в танке: она рядом с ВДНХ-ВВЦ); короче, реальные пацаны сделали конкретную работу - быстро и качественно,советская ракета на постаменте воссияла, а розовощекие аэронавты словили свой адриналин... да и денюжек намыли себе... головы-то на плечах были типа...

К сожалению, в нынешней РФ шары-прыгуны остались за скобками, вне игры. - Нигде им нет применениния: ни в спорте, ни в сфере досуга и аттракционов, ни в РОСТО-ДОСААФ, ни в индустриальном альпенизме, ни - даже - в экстриме...
Есть надежда, что все-таки наше аэростатостроение в полный рост восстанет из пепла, и, тогда, наконец,воздухоплавательные системы - включая шары-прыгуны - станут неотъемлемой частью нашего быта...


А пока шары-прыгуны за рубежом являются одним из коммерчески привлекательных направлений бизнеса. Особенно они популярны у молодежи и любителей адринолиновых "приходов". Увы, но в "нашей раше" нет живых шаров прыгунов, то есть полноценных мини-аэростатов со специальной подвеской и соответствующей экипировкой...

           

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments